![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
|
![]() |
AEN |
17.2.2009, 23:24
Сообщение #1
|
Активный участник Группа: Администраторы Сообщений: 65 Регистрация: 17.10.2007 Из: г. Бишкек Пользователь №: 3 |
Мотортестер. С чем его едят?
Один умный человек сказал, что наука начинается с измерений. Диагностика двигателя - тоже наука и она возникла, когда появились измерительные приборы. Первые приборы для измерения электрических параметров стали использоваться при обслуживании двигателей тогда, когда автомобили начали активно оснащать электрическими системами. То есть примерно одновременно с появлением бортовой сети с ее характерными компонентами: аккумуляторной батареей, стартером и генератором, системой искрового зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем. Приборы умели измерять частоту вращения коленчатого вала (обороты двигателя), угол замкнутого состояния контактов прерывателя, напряжение в разных точках (в том числе на прерывателе), переменную составляющую пульсаций генератора и другие. По сути, это были немного видоизменённые амперметры, вольтметры и тахометры. Если объединить эти приборы в единый измерительный комплекс, можно ли назвать его мотортестером? Ответ отрицательный. Даже чуть позже, когда в составе автомобильного измерительного комплекса появился осциллоскоп (или осциллограф) и стало возможным наблюдать (или регистрировать) форму быстротекущих процессов, например, изменение напряжения в первичной цепи системы зажигания, кривую высоковольтного разряда, наличие этого мощного измерительного средства не превратило измерительный комплекс в мотортестер. Подобные комплексы позволяли исследовать лишь вспомогательные системы двигателя (систему электропитания, зажигания). И не давали никакой информации о состоянии самого двигателя, его механических систем. Тем не менее, вполне достоверные способы получения такой информации были давно известны и применялись мотористами. Основных - два, и вы наверняка использовали их в своей практике. Первый заключается в определении относительной эффективности работы цилиндров, второй - в измерении величины компрессии. Простейшая реализация первого способа заключается в обесточивании свечи зажигания в исследуемом цилиндре и определении на слух или по прибору изменения частоты вращения коленчатого вала. Второй связан с использованием компрессометра (или пробки от бутылки) по известной методике. Информативность данных тестов не абсолютна, но достаточно высока. На это, конечно же, не могли не обратить внимание разработчики мотортестеров. Оставалось только реализовать эти тесты средствами электрического измерительного комплекса, не прибегая к длительным традиционным процедурам. Случилось это в пятидесятые годы прошлого века. Пусть вас не вводит в заблуждение необычный вид этого мотортестера середины 60-х. Такой комплектации позавидуют многие современные приборы: мультиметр, тахометр, осциллоскоп, датчик разрежения, тестер утечек, измеритель УЗСК и, наконец, стробоскоп и однокомпонентный газоанализатор. О надежности "гостя из прошлого" говорит тот факт, что в столичных автомастерских продолжают трудиться около десятка таких мотортестеров-"шестидесятников". С тех пор принцип выполнения двух основных тестов с помощью электроизмерительных приборов не изменился. Для определения эффективности работы цилиндров (баланс мощности) в момент, когда должно произойти искрообразование в исследуемом цилиндре, шунтируется первичная цепь катушки зажигания. При этом цилиндр "выключается" на непродолжительное время, за которое тахометр измеряет падение оборотов двигателя, вызванное его отключением. Баланс мощности с отключением цилиндров в последнее время используется все реже, так как в с современных двигателях первичная цепь катушки зажигания часто бывает недоступна. На этот случай разработаны и применяются методы оценки эффективности работы цилиндров без их отключения. Очень остроумный способ был предложен для замера величины компрессии в цилиндрах. В качестве электрической величины, несущей информацию об уровне компрессии, была избрана величина тока, потребляемого стартером при проворачивании коленчатого вала двигателя в момент, когда поршень в исследуемом цилиндре приближается к ВМТ. Чем больше амплитуда тока, тем выше компрессия и наоборот. Абсолютное значение компрессии при этом выражается не в привычных нам барах, а в амперах, но это не уменьшает достоверность измерений, поскольку, по крайней мере, для данного типа двигателя эти величины жестко взаимосвязаны. Заметьте, что свечи зажигания при таком способе остаются в рабочем положении - в гнёздах головки цилиндров. А это не только повышает достоверность измерений, но и позволяет экономить массу времени, особенно, если речь идёт о тестировании многоцилиндрового двигателя. Придание измерительному комплексу функции тестирования механических систем двигателя стало корневой вехой в развитии диагностических приборов. С той поры приборы, наделенные такой способностью, стали называться тестерами моторов или мотортестерами. Иногда их называют анализаторами двигателя (Engine Analyser - термин, чаще употребляемый в западных странах), что также, по сути, верно. Справедлив и обратный вывод. Если диагностический прибор не позволяет тем или иным способом судить о состоянии "железа", на звание мотортестера он не тянет. Не покупайтесь на уловки производителей и продавцов, дающих пятидесятидолларовым "коробочкам" с жидкокристаллическим дисплеем громкие названия типа "анализатор двигателя". Поинтересуйтесь, какие тесты может выполнять этот "желтый ящик", и вы убедитесь в том, что это в лучшем случае обычный мультиметр. Мотортестер - мощный диагностический инструмент, и все же не стоит возводить в абсолют его возможности, особенно в части тестирования "механики". Заявления о появлении мотортестеров, которые "с абсолютной достоверностью расскажут о состоянии цилиндро-поршневой группы или механизма газораспределения", - не более, чем рекламные приемы. Напомним, в основе тестирования механики - всего два-три базовых теста: измерение компрессии, мощностной балланс (с анализом дельта НС или без) и иногда измерение пульсаций разрежения во впускном коллекторе. Информацию по данным тестам любой квалифицированный двигателист воспринимает не как "истину в последней инстанции", а как повод для всестороннего анализа. Истинное состояние "механики" часто удаётся установить только после целого ряда дополнительных проверок, причём уже без участия мотортестера, а с привлечением целого ряда других приборов. Подводя итог, еще раз резюмируем, какие возможности предоставляет диагносту мотортестер. Во-первых, возможность одновременно измерять большое количество электрических сигналов в любых электроцепях, включая высоковольтные. Во-вторых, отображать форму и характер изменения этих сигналов во времени в режиме осциллоскопа или осциллографа. И в-третьих, обязательно оказывать на двигатель испытательные воздействия и на основании анализа его реакции делать вывод о состоянии двигательной механики. Мотортестер - прибор универсальный, его можно продуктивно использовать для исследования бензиновых двигателей всех типов, как карбюраторных, так и инжекторных, оборудованных различными системами зажигания, имеющих систему самодиагностики и без таковой. Путь от первых мотортестеров, представлявших собой огромные ящики с большими "глазами" стрелочных приборов и осциллографической трубкой, до современных приборов был недолгим, но стремительным. Стремительность во многом была обусловлена бурным развитием микроэлектроники, достижения которой позволили, например, отказаться от использования аналоговых осциллографов с их непременным атрибутом - электронно-лучевой трубкой. Их заменили осциллографы цифровые (программные), что позволило сделать мотортестеры более компактными. Цифровые осциллографы отображают переменный процесс на экране следующим образом. Процессор, управляя измерительным блоком, запрашивает сведения об измеряемой величине с определенной частотой, называемой частотой дискретизации. Полученные им данные отображаются в виде точек с заданной разверткой по времени. Затем точки аппроксимируются кривой с использованием того или иного математического аппарата. Осциллографический режим работы в современных мотортестерах играет колоссальную роль. По времени использования, объему и важности получаемой информации он выходит на первое место. Увеличение емкости микропроцессорных запоминающих устройств сделало возможным придать мотортестеру функции справочника и банка для хранения данных, полученных при диагностике. Поскольку одной из основных функций современного мотортестера является измерение сигналов различного рода, его неотъемлемая часть - "пучок" измерительных кабелей (адаптеров), снабженных разъемами и датчиками для подключения к различным системам двигателя. Особым многообразием отличаются адаптеры для тестирования систем зажигания разных типов. Стремясь предоставить диагносту максимальное количество средств для исследования двигателя, некоторые производители приборов оснащают мотортестеры дополнительными внешними датчиками, например, для измерения давления во впускном тракте, температуры. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 2.3.2009, 4:58 |